Вернуться
3 из 10
Просмотрено 3 из 10
Маяковский Владимир Владимирович, поэт, 1893-1930
Маяковский Владимир Владимирович, поэт, 1893-1930
ФИО
Маяковский Владимир Владимирович
Годы жизни
Вид деятельности
Биография
«Бесценных слов транжир и мот». Я – поэт. Этим и интересен. В. Маяковский Владимир Маяковский – великий трагический поэт XX столетия, один из самых блестящих любовных лириков в истории мировой литературы. По словам М. Цветаевой, Маяковский явил миру собой «полное, цельное чудо поэта». Трагедия же его, как и многих его современников, была обусловлена страшными событиями начала века. Так же, как Блок, Есенин, Цветаева, Мандельштам, Ахматова, он был порождением «страшных лет России», когда многих талантливых людей, «как реку, суровая эпоха повернула» и оставила на ликах творчества и жизни «кровавый отсвет». Маяковский – максималист, ищущий и в жизни, и в творчестве всего – в наивысшей, сильнейшей степени проявления. Маяковский – поэт огромной внутренней силы; все его творчество – эманация его собственного необъятного «Я», которое для него самого было «мало». И при всей этой внутренней силе Маяковский, быть может, самый ранимый, уязвимый, незащищенный поэт: Грядущие люди! Кто вы? Вот – я, весь боль и ушиб. Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души. Владимир Маяковский родился в Грузии в селе Багдады 19 июля (н.ст.) 1893 года в семье лесничего, у Владимира Константиновича и Александры Алексеевны Маяковских. «По рожденью грузин», – писал Маяковский о себе в стихотворении «Нашему юношеству». До переезда в Москву учился в Кутаисской гимназии. У будущего поэта было две сестры – Людмила и Ольга. Семью свою Маяковский очень любил. Б. Лившиц о взрослом Маяковском вспоминал: «Странным казалось, что у Володи есть дом, мать, сестры, семейный быт. Маяковский – нежный сын и брат, это не укладывалось в им самим уже тогда утверждаемый образ горлана и бунтаря». Николай Асеев в воспоминаниях о поэте называет его «уличным мальчишкой». Детство Маяковского было свободное, привольное, наполненное детскими шалостями, приключениями, иногда – драками: А я – убёг на берег Риона и шлялся, ни чёрта не делая ровно. Сердилась мама: «Мальчишка паршивый!» Грозился папаша поясом выстегать. А я, разживясь трёхрублёвкой фальшивой, играл с солдатьём под забором в «три листика». Без груза рубах, без башмачного груза жарился в кутаисском зное. Семейная переписка тех времен являет нам Маяковского любознательным, активным ребенком: «Володя любит, чтоб ему рассказывать и читать сказки» (А.А. и В.К. Маяковские – Л.В. Маяковской, 1898 г.), «Володя стал страшный шалун и почти не сидит в комнате» (А.А. и В.К. Маяковские – Л.В. и О.В. Маяковским, 1900 г.). После смерти отца от заражения крови в 1906 году семья перебралась в Москву. Здесь Маяковский сблизился с революционной молодежью, трижды сидел в тюрьме. После освобождения в 1910 году решил серьезно заниматься живописью и в 1911 году был принят в Училище живописи, ваяния и зодчества, где и произошла его встреча с «отцом русского футуризма» Д. Бурлюком: «Всегдашней любовью думаю о Давиде. Прекрасный друг». Именно Бурлюк был одним из первых слушателей ранних стихов Маяковского – «Ночь», «Вывескам», «А вы могли бы?» В квартире Бурлюка вместе с В. Хлебниковым и А. Крученых Маяковский сочинял скандально известный манифест «Пощечина общественному вкусу». Одноименный альманах вышел зимой 1912 года – состоялась первая публикация Маяковского – стихи «Ночь» и «Утро». Весной 1913 года вышел в свет первый поэтический сборник Маяковского «Я». С конца 1913 года началось путешествие В. Маяковского вместе с В. Каменским и Д. Бурлюком по городам юга России, которое В. Каменский назвал в воспоминаниях «путешествие трех»: «На афишах я печатался: “Пилот-авиатор Императорского Всероссий¬ского аэроклуба” – это делалось для благополучия губернаторского раз¬решения афиши, ибо обычно полиция, взглянув на афишу, разрешения не давала, а посылала за визой к губернатору, к которому я ходил лично. Показывал “его превосходительству” диплом авиатора, где было сказано, чтобы власти оказывали мне всяческое содействие. Потом показывал афишу с выделенным заглавием “Аэропланы и поэзия”. Губернатор недоумевал: – Но причем же тут футуризм? Что это такое? Зачем? Я объяснял, что футуризм главным образом воспевает достижения авиации. Губернатор спрашивал: – А Бурлюк и Маяковский тоже авиаторы? Отвечал: – Почти... – Но почему же, – интересовался губернатор, – вокруг ваших имен создается атмосфера скандала? Отвечал: – Как всякое новое открытие, газеты именуют “сенсацией” или “скандалом” – это способ создать “бучу”, чтобы больше продавалась газета. – Пожалуй, это правда, – соглашался губернатор и неуверенной рукой писал: “Разрешаю”» (В.В. Каменский. «Путь энтузиаста»). Выступления поэтов всегда собирали огромную аудиторию и сопровождались скандальным успехом: «Вчера на Сумской улице творилось нечто сверхъестественное: громадная толпа запрудила улицу. Что случилось? Пожар? Нет. Это среди гуляющей публики появились знаменитые вожди футуризма – Бурлюк, Каменский, Маяковский. Все трое в цилиндрах, из-под пальто видны желтые кофты, в петлицах воткнуты пучки редиски. Их далеко заметно: они на голову выше толпы и разгуливают важно, серьезно, несмотря на веселое настроение окружающих. Какая-то экспансивная девица поднесла футуристам букет красных роз и, видимо, хотела сказать речь, но, взглянув на полицейского надзирателя, ретировалась. Сегодня в зале Общественной библиотеки первое выступление футуристов. Билетов, говорят, уже нет, что и требовалось доказать. Харьковцы ждут очередного “скандала”» (Материал харьковской газеты). После турне В. Маяковский работал над поэмой «Облако в штанах», публикации которой поспособствовал О. Брик. «Радостнейшая дата» знакомства с Бриками – июль 1915 года. У себя на квартире они впервые услышали поэму в прочтении самого Маяковского: «Читал он потрясающе. Между двумя комнатами для экономии места была вынута дверь. Маяковский стоял, прислонившись спиной к дверной раме. Из внутреннего кармана пиджака он извлек небольшую тетрадку, заглянул в нее и сунул в тот же карман. Он задумался. Потом обвел глазами комнату, как огромную аудиторию, прочел пролог и спросил – не стихами, прозой – негромким, с тех пор незабываемым голосом: – Вы думаете, это бредит малярия? Это было. Было в Одессе. Мы подняли головы и до конца не спускали глаз с невиданного чуда» (Л. Брик. «Пристрастные рассказы»). Лиля Брик, которой Маяковский посвятил «Облако в штанах», станет его спутницей на всю жизнь. Войну 1914 года Маяковский «принял взволнованно. Сначала только с декоративной, с шумовой стороны. Плакаты заказные и, конечно, вполне военные. Затем стих. “Война объявлена”». Поэт хотел пойти добровольцем в действующую армию, однако в этом ему было отказано, так как он не имел свидетельства о благонадежности. После призыва в 1915 году он был определен в Военно-автомобильную школу: «Забрили. Теперь идти на фронт не хочу. Притворился чертежником. Ночью учусь у какого-то инженера чертить авто. <…> Паршивейшее время. Рисую (изворачиваюсь) начальниковы портреты». Военной теме посвящены стихи «Мама и убитый немцами вечер», «Вам», «Я и Наполеон», поэма «Война и мир». Революцию 1917 года Маяковский приветствовал и готов был отдать все свои силы новому государству: «Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов) не было. Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось. Начинают заседать». С 1919 года Маяковский работает в «Окнах РОСТА». После 1918 года выходят в свет такие масштабные вещи поэта, как «Мистерия-буфф», «150000000», а также поэма «Про это». С 1922 по 1928 год Маяковский предпринимает несколько поездок за границу, нашедших отражение в очерках «Семидневный смотр французской живописи», «Мое открытие Америки» и других. Во время заграничного путешествия Маяковский познакомился с двумя женщинами, оставившими глубокий след в его жизни, – Элли Джонс и Татьяной Яковлевой. Последние годы жизни Маяковский был занят работой над спектаклями по пьесам «Баня» и «Клоп», поэмами «Хорошо» и «Во весь голос». Много сил отдал подготовке выставки «20 лет работы», создавая ее, по воспоминаниям А. Бромберга, «как поэму». Кроме того, поэт постоянно находился в разъездах, путешествуя по городам Советского союза с выступлениями. В числе городов, где выступал Маяковский, можно назвать Казань, Свердловск, Пермь, Вятку, Днепропетровск, Житомир, Киев, Одессу, Сочи, Ялту, но при этом было и множество выступлений в Москве – в Доме печати, в Колонном зале Дома Союзов, в Доме ученых, в Доме Герцена, в Политехническом музее. Жил и работал В. Маяковский на износ. Жизнь поэта трагически оборвалась 14 апреля 1930 года: Маяковский покончил с собой, выстрелив себе в сердце.
Бальмонт Константин Дмитриевич, поэт, 1867-1942
Хлебников Велимир Владимирович, прозаик, поэт, 1885-1922